Методичка вожатого

Это маленькое пособие призвано помочь вожатому найти общий язык со своим отрядом. Став вожатым, вы столкнетесь с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, вы увидите детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца.

Основные разделы

Организационный периодОсновной периодИтоговый период
Место в общей логике — первые 1-3 дня: от заезда до организационного оформления отряда и открытия смены.
Краткий девиз «Удивление! Темп! Разнообразие!».
Задачи:
*Познакомить ребят друг с другом, с лагерем, традициями.
*Создать условия для раскрытия способностей каждого.
*Создать доброжелательную, радостную атмосферу: заложить основы будущего коллектива.
*Влюбить детей в себя, друг в друга, в свой отряд.
*Выявить лидеров, интересы; спланировать совместную жизнедеятельность.
Основное содержание: игры на знакомство; костры и «огоньки»; спортивные дружеские встречи; КТД на раскрытие творческих способностей и интересов; творческое представление вожатского отряда.
Основные итоги. К концу оргпериода у ребят должно сложиться мнение: мой отряд — самый лучший, мои вожатые — самые лучшие, мне будет интересно. Оргпериод заканчивается оргсбором, коллективным планированием, открытием лагерной смены.
Позиция вожатого. Самоуправления пока нет, поэтому вожатый руководит отрядом. Он — и старший товарищ, и командир, и воспитатель одновременно. Все дела проводятся вожатым. Ведущая позиция — позиция организатора.
Место в общей логике — между организационным и заключительными периодами.
Краткий девиз: «Творчество! Самостоятельность! Мажор! Дружба!».
Задачи:
*Обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества.
*Научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день, строить свою деятельность на принципах самоуправления.
*Создавать и укреплять внутриотрядные традиции.
*Заботиться о сплочении детского коллектива.
Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.
Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.
Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.
Место в общей логике — последние 2-4 дня перед отъездом.
Краткий девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!».
Задачи:
*Создать атмосферу дружеского прощания.
*Найти добрые слова и отметить каждого за вклад в жизнь отряда.
*Подвести итоги смены.
*Подготовить прощальные сюрпризы друг другу, лагерю, вожатым.
Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.
Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.
Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.

Авторские разработки игр участников  проекта Школа Вожатых 2020 на основной период

Игра «Колесо Фортуны»  (8-10 лет)

Игра «Семейная драма»  (от 14 лет)

КТД «Школа магии»  (от 12 лет)

Игры на выявления лидера

Игры на взаимодействие

Авторские разработки игр участников  проекта Школа Вожатых 2020 на итоговый период

Игра «Голодные игры»  (8-14 лет)